Педобразование Ист.-общ.
Аграрный вопрос в России во второй половине XIX в. Что можно ответить по этому вопросу?
Ответы:
Nighthawk sage
Становление капиталистической экономики в России началось после отмены крепостного права.
Ликвидация феодальных экономических отношений растянулась на несколько десятилетий.
"Аграрный вопрос" во второй половине XIX - начале XX века был для России первоочередной социально-политической проблемой. Его суть - взаимоотношения между помещиками и крестьянами, определявшиеся сравнительной эффективностью помещичьих имений и крестьянских хозяйств.
Если до отмены крепостного права основой развития сельского хозяйства в России считалось помещичье хозяйство, то к концу XIX века новые экономические условия привели к кризису ряда дворянских имений: помещичье хозяйство с трудом перестраивалось на капиталистический путь развития. Не все землевладельцы смогли и захотели использовать новые методы производства, и многие из них вынуждены были заложить и перезаложить свои имения в кредитных учреждениях, а то и просто продать. Напротив, освобожденное от крепостной зависимости крестьянство в первые же десятилетия после реформы 1861 года достигло заметных успехов, оттеснив на рынке хлеба помещичьи хозяйства.
В конце XIX в. особую остроту приобрел аграрный вопрос. Из-за естественного прироста населения при сохранении в прежнем размере надельного землепользования возросло крестьянское малоземелье. Численность крестьян с 1861 по 1900 г. возросла с 24 млн до 44 млн душ мужского пола, а размеры наделов сократились с 5 до 2,7 десятины, в то время как для нормального ведения хозяйства требовалось 15 десятин земли. В этих условиях помещичье землевладение превратилось в главный тормозящий фактор развития сельского хозяйства.
Сельское хозяйство в пореформенной России являлось доминирующей частью экономики, а аграрный вопрос являлся главнейшим в социально-экономической и политической жизни страны.
Крестьянская реформа 1861 года сохранила сельскую общину. Новые социально-экономические процессы подтачивали устои общины. Углублялось имущественное неравенство крестьян-общинников. Немногие кулаки-мироеды могли держать в кабале всю общину. Разоряющиеся крестьяне свертывали свое хозяйство, сдавали в аренду свои наделы за бесценок или за исполнение своих повинностей и уходили в город.
В пореформенное время активно проходит процесс социального расслоения деревни.
В помещичьем хозяйстве в первые два пореформенных десятилетия шел процесс перехода от феодальных его форм к капиталистическим.
Далеко не все помещики могли перестроить свое хозяйство на капиталистических началах. Многие из них ликвидировали свое хозяйство, закладывали и перезакладывали свои имения в кредитных учреждениях.
Рост сельскохозяйственного производства и в пореформенный период продолжал носить преимущественно экстенсивный характер, то есть происходил в основном за счет расширения посевных площадей.
Основная черта пореформенного развития сельского хозяйства состояла в том, что оно принимало все более торговый, предпринимательский характер.
Важнейшими факторами, обусловливавшими рост торгового земледелия, являлись:
1) рост внутреннего и внешнего рынка;
2) увеличение численности неземледельческого населения страны в связи с ростом городов, промышленности, транспорта и торговли;
3) интенсивное строительство железных дорог, связавших земледельческие регионы с промышленными центрами, морскими и речными портами.
Таким образом, вся вторая половина девятнадцатого века проходила в сельском хозяйстве под знаком реформы 1861 года, которая не только не решила аграрный вопрос, но, наоборот, увеличила его глубину и значимость для русской деревни того времени. Общее же развитие сельского хозяйства носило противоречивый характер.
Политика самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80—90-х годах характеризовалась сочетанием реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству.
Киск@
дополняю
Аграрная реформа: Столыпина
Сущность столыпинской аграрной реформы
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала красная нить- упор не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 ноября 1906 года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие роспуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные. Разные исследователи дают различную сущностную характеристику этих законов.
Содержание столыпинской аграрной реформы
Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель - отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.
Методы столыпинской аграрной реформы
До Столыпина правительство тоже старалось помогать богатым крестьянам - достаточно вспомнить льготные кредиты Крестьянского банка. Заметим, что Столыпин, напротив, отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не кредитам (т. е. денежным средствам), а говоря современным языком, вещественным рычагам. Действительно, деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, финансовых воротил и чиновников. Именно поэтому Столыпин старался реализовать помощь в натуральном виде. Во- первых, путем создания развитой инфраструктуры: в зонах переселения правительство строило железные дороги, водохранилища, колодцы, школы. Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря- все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке "государство- крестьянин" исключался перекупщик- торговец
Итоги реализации аграрной реформы
Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним- приноровленным к кабале и отработкам, а не к новейшей агрокультуре указа 9 ноября.
Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня в месте с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина.
|
|